С чего начинается ГБО

Новости | Ноябрь 15, 2015

6

Итак, вас заинтересовала установка ГБО на ваш автомобиль как экономически выгодное предприятие. Но если ранее дела с этим не имели, наверняка смутно представляете, что, где и как. Постараемся осветить все эти вопросы достаточно подробно, чтобы собственно этих вопросов у вас не осталось. И в первую очередь расскажем, что входит в газобаллонное оборудование, об основных его узлах.

С чего начинается ГБО

А начинается оно, нет, не с вешалки, а с внешнего заправочного устройства – ВЗУ. Оно предназначено для присоединения заправочного пистолета на АЗС и передачи сжиженного газа в баллон, а также для предотвращения его обратного выхода в атмосферу. Для чего там установлен шаровой клапан.

1
ВЗУ иностранного производства требует адаптер (выдается при установке ГБО) под наши пистолеты. ВЗУ отечественного производства не требуют такового, что с одной стороны удобней, а с другой стороны нет, т.к. на наших нет поводка к крышке, и она часто теряется. В этом случае ВЗУ загрязняется, и шаровой клапан начинает травить понемногу, плюс грязь смывается газом и попадает в баллон.

По месту расположения, ВЗУ можно определить в багажник рядом с баллоном, но тогда надо будет каждый раз открывать багажник. И при отсоединении пистолета часть газа прорывается наружу, что создаст неприятный запах в багажнике. Кроме того, при утечке газа из баллона через мультиклапан, газ будет благополучно скапливаться в багажнике (газ тяжелый и через крышку багажника он не выйдет). Коробка на мультиклапане сделана не для красоты, а для вентиляции. Через гофрошланги из коробки газ выводится под машину.

«Digicar Gas» считает, что рациональней разместить ВЗУ на заднем бампере, а на какой стороне решать вам, т.к. это дело вкуса.

Мультиклапан устанавливается непосредственно на баллоне и объединяет в себе: запорно-предохранительную арматуру, исполнительную и контрольную аппаратуру с расходным и пополнительным вентилями, а также стрелку указателя уровня газа. Из органов управления только два вентиля: наполнительный – от ВЗУ и расходный – в магистраль к газовому клапану.

2

Мультиклапан включает в себя ограничительный клапан, так называемый отсекатель. Это поплавок, установленный внутри баллона, гремящий об его стенки при поперечном раскачивании кузова и полупустом баллоне, предназначенный для прекращения поступления газа при заполнении баллона до 80%.
Очень компактен. Из практики замечено, что прибор, указывающий уровень, если еще работает, то сильно врет. Ориентируйтесь по пробегу.
Далее идет баллон. Это стальная или композитная тяжелая емкость для хранения сжиженного газа. Например, масса стандартного 50-ти литрового пустого баллона составляет целых 21 кг. Температура эксплуатации – от минус 40 до +45 °С с максимальным рабочим давлением 1,6 МПа (16 атм). Один раз в два года баллон подлежит освидетельствованию, перед чем его необходимо полностью опорожнить.
Есть цилиндрические, а есть тороидальные баллоны. Емкость первых от 36 до 230 л.
Далее по металлической трубке-магистрали газ поступает к газовому электроклапану, который включает в себя еще и фильтр очистки газа. Предназначен для очистки и прекращения подачи газа к редуктору.
Редуктор-испаритель. Его можно смело назвать центральным игроком всей команды. К тому же он наиболее сложен.

3

В зависимости от поколения ГБО (а их пока пять), он имеет те или иные особенности, в том числе есть с электронным управлением. Но, тем не менее, суть одна и та же. Сначала газ необходимо испарить, а затем понизить его давление и поддерживать это давление примерно постоянным.
В первой ступени редуктора газ испаряется и давление снижается до 0,2 МПа, что приводит к сильному снижению температуры. Для предотвращения обмерзания в корпус редуктора подается охлаждающая жидкость от системы охлаждения двигателя. Во второй ступени давление снижается до значений близких к атмосферному.
Для слива образующегося конденсата из маслянистых фракций газа и влаги выполнена пробка снизу редуктора. Но есть редукторы, которые не нуждаются в этом и не имеют таковой.
И завершает путь следования газа – смеситель.
Он предназначен для подвода газа после редуктора во впускную систему двигателя для подготовки газо-воздушной смеси. Смеситель практически полностью заменяет топливный тракт штатной системы. На смесителе, если ГБО без микропроцессорного управления, устанавливают винты регулировки количества подаваемого газа. Холостой ход регулируется в таком случае винтом на редукторе.
А манипуляции с переключением видов топлива осуществляются переключателем «Газ-Бензин». Этот переключатель подает напряжение на газовый и бензиновый клапаны, а в случае выбора нейтрального положения («ничего») снимает напряжение со всех клапанов.

 

4

 

Газовый и бензиновый электроклапаны установлены перед редуктором для первого и после бензонасоса для второго. Питаются напряжением постоянного тока 12 В.

 

5
6

 

В системах ГБО с электронным управлением возможно автоматическое переключение на газ и возвращение на бензин в случае неустойчивой работы.

Поколения ГБО, какое выбрать?

Тут решающую роль играют тип вашего двигателя – карбюраторный или инжекторный и располагаемые материальные средства. ГБО  2-го поколений можно смело ставить и эксплуатировать на карбюраторных двигателях, тогда как на инжекторных такая эксплуатация может закончиться плачевно, и тут на помощь приходит ГБО 4-го поколений.
В ГБО 2-го поколения дозировка газа осуществляется настройками вручную. Давление после редуктора поддерживается за счет работы диафрагм. Но применять такое ГБО нельзя на инжекторных моторах нельзя. Двигатель может допустить обратный ход, а коллектор не приспособлен к этому. Есть, конечно, якобы защита – «хлопушка»,  но то решение не на 100% эффективно.
Основной недостаток – система получается негибкая, т.е. не учитывает, например, как изменяется сопротивление воздушному потоку при загрязнении воздухофильтра, утрате эластичности диафрагмами, изменении атмосферного давления, к которому чувствительно любое ГБО. Всё это понуждает автовладельца к постоянным регулировкам. Однако, низкая стоимость и достаточно высокая надежность, как следствие простоты, делают это предложение заманчивым.
Для инжекторных двигателей ГБО предусматривает уже электронное управление подачи газа в зависимости от условий работы двигателя. Такое ГБО уже согласуется со штатным контроллером (ЭБУ). Кроме того, такая система позволяет добиться наивысшей отдачи мощности на газе и повысить экономичность.

Фирмы-производители

Среди производителей ГБО можно выделить следующие наиболее распространенные:
— «Tomasetto» Итальянсий производитель редукторов для 2-го и 4-го поколения ГБО. Редуктора этого производителя достаточно популярны и надежны в использовании.

«LPG-Tech» Польская компания по производству электроники ГБО, хорошо зарекомендовавшая себя на ренке газовых установок.  Электроника «LPG-Tech» отличается высокой точностью и надежностью, а также богатым внутренним функционалом.

« BRC» – итальянское ГБО премиум класса , качество компонентов этого бренда — на высшем уровне.
Особенностью систем «BRC» является то что, все компоненты изготовлены на одном заводе и расчитаны друг под друга.

BRC
BRC SDI
LPG-TECH
Tomasetto для ГБО
АС S.A. — STAG
Установка ГБО